Четверг, 22.04.2021, 05:37
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Маныч-Балабинская ООШ

Меню сайта
Обратная связь
Block content
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Казачья архитектура

ОСОБЕННОСТИ КАЗАЧЬЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

 

     Особые военно-исторические и природно-климатические условия на Дону выработали у казаков особый тип строительства жилых и хозяйственных построек. Донские казачьи станицы имели архитектурные отличия от других населённых пунктов российской империи. С.Номикосов на период конца XIX века так описывает внешний вид и планировочные особенности казачьих построек низовых станиц: «Жилища в казачьем населении Области весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжён рундуком - род навеса на столбах или крытого балкона, по большей части с той стороны дома, где находится входная дверь; если нет рундука, то во всяком разе есть открытое крылечко с перильцами…"  Первые поселения донских казаков возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа "подклет", а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Совсем недавно еще в Черкасске, весной и осенью, казаки ездили друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был непреступен.
Современный курень – двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй - деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне".
Но уже в начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж. Это было связано с раскулачиванием донских казаков (1929). Такой дом был менее заметным и менее броским. После войны строили дома из деревянных пластин позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня. К великому счастью еще сохранились места в нашей области, где можно увидеть настоящие дома казаков-курени. Это Раздорская, Кочетовская, Мелиховская, это Староческасская.

     

              

Вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: "...В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях..."

                        

СТРОИТЕЛЬСТВО КУРЕНЯ
     Целесообразно ознакомиться и с этапами  строительства куреня.
   Строительство куреня начиналось с укладки фундамента, основным компонентом которого являлся ракушечник или песчаник. Также незаменимым элементом служила строительная глина, скрепляющая их. Фундамент постепенно переходил в стены первого этажа, то есть низов. Второй этаж был деревянный. Верхняя часть дома рубилась из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались чрезвычайно редко: обыкновенно ствол обтесывали с четырех сторон и даже распиливали на толстые пластины; щели забивали глиной, обмазывали глиной снаружи и белили.
Появился тип "круглого дома", в три – четыре окна на улицу, одна стена чаще бывает просто глухая. Непременно особенностью казачьего куреня является балкончик и "галдарея", т.е. забранный досками наружный коридор. Балкончик, которым опоясан весь дом, у казаков называется – балясником. Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они "лясы точат". Он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни. А так же для того, чтобы удобно было гостям, наблюдать в окнах семейные праздники (свадьбу, проводы) и далее вести беседу (сплетничать) о гостеприимстве хозяев. Крытое крылечко – рундук ведет с балясника в галдарею, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху.
Во второй половине XIX столетия на карнизах, фронтонах, стойках крыльца и других деталях появился резной орнамент с очень сложным геометрическим рисунком, основу которого составлял характерный в донском казачьем прикладном искусстве мотив – виноградный ус, виноградная лоза. Резьбой покрывалась Широкая доска, которая прибивалась на фасаде под свесом крыши. В больших станицах уже в конце XVIII – начале XIX столетия стали строить вместо рундука балкон и крыльцо с резными стойками. Окна делились на две равные части: верхнюю – неподвижную и нижнюю – подвижную, которая по пазам поднималась вверх и закреплялась в нужном положении палочкой. Если посмотреть на казачий курень, то можно увидеть очень много окон, которые придают отличие казачьему куреню от великорусских и малорусских жилищ. Следует отметить, что окна располагались не только на втором этаже, но и на первом, в зависимости от вида куреня. Если первый этаж предполагался быть не жилым, то окна были лишь на втором этаже, а роль окон в низу выполняли небольшие отверстия, которые создавали сквозняк, необходимый для хранения продуктов. Общее количество окон в курене может достигать от 10 до 20. Снаружи окна закрывались одностворчатыми навесными ставнями, для которых так же характерны тонкие декорированные композиции. Окна обычно украшены резными наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли роль оберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей. Особо затейливой резьбой декор казачьих куреней, однако, не отличается; казаки не плотники, а наемным плотникам некогда было заниматься тонкими работами. Крыша куреня была четырехскатная, некрутая – градусов около тридцати. Крышу крыли камышом, чаканом, соломой, а позднее железом. Во избежание пожара, выровненный «под гребешок» или «под щетку» сноп ржаной соломы, перед тем как уложить на крышу, макали в глиняный раствор. «Под гребешок» крыли камышом. И ныне жив этот способ. «Изогнутый похоже на рессору, с крупной чесалкой на выпуклой стороне. В прочесанном им камышовом снопе камышины лежали ровные, как струны, крыли с низу кверху, напуская на треть верхний ряд на нижний, иногда перевязывая снопы и всегда притужая жердями. Такая струнчатая крыша с тысячами камышовых отверстий, любимых ветром и пчелами, придавала дому неповторимый вид. Вершились четыре ската на прорез, как пальцы сквозь пальцы, щегольски.
Итак, дом готов. Готовый дом мазали. По стенам вбивали мелкие колышки: в щели, в трещины – чтобы лучше держалась обмазка. Позднее появилась клинцовка, решетовка – набитый – крест–накрест прутняк, а там и дранка. На обмазку глину замешивали с навозом, но без соломы; навоз был предпочтительный конский – сухой, рассыпчатый. Мазался сразу весь дом, поэтому звали много женщин.
Вымазанный, дом обычно стоял сутки. Затем две-три женщины подмазывали, затирали трещины, выглаживали неровности.
В дальнейшем у доброй хозяйки дом был, как конфетка. Она сама его «мазикала» каждый год жидкой глиной. Со временем обмазка приобрела каменную крепость. Чердаку (полатям) окна не полагались. Всходили туда по капитальной лестнице из прихожей. Лестница упиралась в оконышко в потолке, закрытое дверкой. Откидывая дверку вверх и на сторону, отворяли дорогу на полати свету. Его вполне хватало, чтобы не перепутать золотое ожерелье лука с цинковой, пахучей связкой вяленых лещей. Всё на чердаке распределялось относительно дымохода и трубы, столпа. Сухо пахнувшие кирпичом и глиняной обмазкой горизонтальный дымоход (лежень) и труба венчали собой двухуровневую отопительную систему.
После того как дом был «помазан» - его красили. Три цвета принимала старобытная казачья душа: голубой, синий, желтый.
Синька с мелом давала голубой и синий цвета. Желтая глина – желтый.
          Глиной желтили также деревянные стены внутри и деревянные полы - «мосты». Первоначально деревянные полы не красились. Хозяйка «банила» их песком, с кирпичом, а после натирала глинкой. Просохшие, они светились теплой солнечной желтизной. Деревянные стены каркасных и саманных построек красили в белый цвет, а ставни – в желтый. Часто ставни и карнизы делали синими.
Все эти цвета гармонировали с разноцветным степным многотравьем, желтыми головками подсолнухов, белыми облаками на открытом широком просторе голубого донского неба.

 

Далее Вы можете познакомиться с другими экспозициями нашего школьного казачьего музейного уголка.

Экспозиция "На службе у Родины"

Экспозиция "Казачья горница"

Экспозиция "Заповеди казака"

Экспозиция "Искусство"

Экспозиция"Наши праздники и экскурсии"

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz