Школьный музейный уголок "Казачий край" начал создаваться в 2002 году, когда школа получила статус "Казачья". Начали учащиеся своё дело с небольших проектных работ. В первую очередь собирали информацию об истории казачества, обычаях и традициях.
Целью создания музейного уголка было : сохранение богатейшего материала о донских жителях и истории Ростовской области, формирование у обучающихся высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма.
Главными задачами являются:
1. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.
2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.
3. Формирование познавательных интересов и способностей.
4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности, расширение кругозора.
5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.
При работе по данному направлению используются:
1.Материалы детского общественного объединения «Память».
2. Ресурсы школьной библиотеки, в которой собрана литература по краеведению.
3. Интернет- ресурсы
4. Связь со школьными музеями района.
5. Тесная связь с местными жителями.
Для решения поставленных задач учитывается :
1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.
2. При планировании краеведческой работы учитываются памятные события из истории и жизни родного края.
3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музейном уголке.
4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.
5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы и т. д.
6. Работа с архивными документами.
7. Изучение картографических и статистических источников.
8.Периодическое обновление и пополнение экспозиций музейного уголка, разработка и оформление новых экспозиций, выставок.
Школьный музейный уголок "Казачий край" (Казачий край) создан с целью знакомства с предметами быта, орудиями труда казаков, с традициями и обрядами донского казачества, связанными с жильём, работой, праздниками, систематизации и обобщения знаний учащихся об основных видах народных промыслов Дона, развития у детей познавательного интереса к истории родного края; формирования интереса к народной культуре, уважения к труду народных мастеров.
Направления деятельности школьного музейного уголка "Казачий край":
Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в музеях, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий.
Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.
Массовые мероприятия, проведённые в музейном уголке (на основе материалов и экспонатов): «Праздник Покрова», православные праздники «Масленица» и «Рождественские колокольчики», соревнования между казачьими школьными командами по военно-прикладным видам спорта.
Изучение традиций и обычаев казаков доставляет школьникам, особенно девочкам, настоящее удовольствие. В экспозиции «Искусство» представлены работы учащихся в разных техниках. Это вышивки: ришелье, цветная и однотонная, односторонняя и двусторонняя гладь, вышивка крестом; рисунки, поделки из природного материала,пирография, роспись.
Изучение традиций и обычаев казачества занимает ведущее место в воспитательной работе школы. За прошедшие годы накоплен немалый материал о быте наших предков. В экспозиции "Казачья горница" воссоздано убранство казачьей хаты начала XX века.
Экспозиция "На службе у Родины" отражает военные заслуги казачества перед Российским государством.
Нам надо помнить, что история и культура жива, пока мы интересуемся ею, пока мы бережно передаём её другим поколениям.
/Инвентарная книга музейных уголков
Далее Вы можете познакомиться с экспозициями нашего школьного казачьего музейного уголка.
Экспозиция "На службе у Родины"